Цель: информировать родителей о понятии «Жестокое обращение с детьми». Познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка; воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности.
Эпиграф к классному часу:
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы,
Одолеет дух добра. Б. Пастернак.
Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой. Суриков.
Ход классного часа
Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о проблеме, которая в последнее время занимает ключевое место в нашей жизни. Это жестокое обращение с детьми.
Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для всех стран проблема защиты детства чрезвычайно остра.
— Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
Вопрос: что такое насилие? (мнение детей и родителей)
Виды насилия в отношении детей:
Насилие, осуществляемое в отношении ребенка со стороны взрослых членов семьи, может носить комплексный характер или проявляться только в определенных разновидностях. Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.
- Физическое насилие.
- Психологическое (эмоциональное) насилие.
- Пренебрежение основными нуждами ребенка.
- Сексуальное насилие.
Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны различными причинами:
— семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей),
— в качестве наказания, неадекватными родителями,
— специфическими культурными, национальными или религиозными факторами,
— сочетанием специфических характерологических особенностей взаимодействующих взрослых, сверстников и ребёнка, подвергаемого насилию;
— жизненными неудачами и чувством озлобленности против всех и вся.
Чаще всего насилие возникает при наличии в прошлом в семьях случаев жестокого обращения, или же родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
Просмотр фильма: «Насилие над детьми»
Теперь, я бы хотела поговорить с вами о том, какие последствия возникают при насилии над детьми. (Мнения учащихся и родителей)
Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечают сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.
Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечёт за собой тяжёлые социальные последствия. До 10% детей – жертв насилия – погибает, у большинства появляются серьёзные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться. Создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками. Такие дети не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.
Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы: Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие). Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Просмотр фильма: «Жестокое обращение с детьми»
Как вы думаете, кто и как защищает наших детей от насилия? (Обсуждение)
Действуют основные нормативные документы:
- Декларация прав ребенка (1959)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается
Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”: покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство подписало этот документ. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.
Учитель:
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Вопрос к учащимся: Можно ли не допускать ссор?
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Анкетирование для учащихся и родителей (раздаточный материал)
Результаты анкетирования.
Заключение. Фильм: «5 мин и вы поймете, за что нужно любить родителей»