Цель: формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей; обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами.
Форма проведения родительского собрания: лекция, беседа.
Участники: родители
Ход собрания
1. Эпиграф родительского собрания
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому.
2. Организационный момент
3. Введение

 

Административная ответственность несовершеннолетних

 

Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т.д. Однако если ты распиваешь спиртные напитки (включая пиво) или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя (в том числе, такое возможно, если ты совершаешь какие либо антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в твоём ненадлежащем воспитании).

Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия (т.е.. безвозмездное изъятие), лишение специального права (например, права охоты или управления автомобилем).

Кто  считается несовершеннолетним?

Согласно Конвенции ребенком (несовершеннолетним) является каждое человеческое существо до достижения им 18 лет (статья 1 Конвенции). Законодательство Казахстана также определяет, что несовершеннолетним человек считается до достижения им 18 лет (статья 52 Закона «О браке и семье», статья 17 Гражданского кодекса Республики Казахстан и др.).

Большинство детей большую половину дня предоставлены сами себе, и родители не владеют информацией о том, чем занимаются их чада. Основной мерой воздействия в семье на поведение является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время. Многие родители не задумываются над проблемой ненормального поведения своих детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость. По мнению большинства родителей, проблемой трудного ребенка должны заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог. Преобладающее число родителей не задумывается о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за его судьбу, то основной причиной этой тревоги родители считают дворовую компанию или уличную.

Могут ли дети быть привлечены государством к ответственности за совершение ими преступлений и правонарушений?

У нас в стране несовершеннолетние за совершенные преступления могут нести административную и уголовную ответственность с 16 лет, а в отдельных случаях, когда совершается достаточно серьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет (статья 15 Уголовного кодекса Республики Казахстан, статья 32 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях). При этом привлеченным может быть только вменяемый, т.е. осознающий фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и способный руководить ими.

Подростки с четырнадцатилетнего возраста могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение следующих преступлений: убийство (ст. 96 Уголовного кодекса Республики Казахстан, далее – УК); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 103 УК); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 104 УК); изнасилование (ст. 120 УК); насильственные действия сексуального характера (ст. 121 УК); похищение человека (ст. 125 УК); кража (ст. 175 УК); грабеж (ст. 178 УК); разбой (179 УК); вымогательство (ст. 181 УК); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах (ч. 2,3,4 ст. 185 УК);

Несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности, если он отстает в психическом развитии и во время совершения преступления небольшой и средней тяжести не осознавал характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия и в каких случаях они могут быть применены к несовершеннолетнему?

Согласно Уголовному кодексу Республики Казахстан суд может освободить несовершеннолетнего от наказания за совершение преступления небольшой и средней тяжести при условии, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Не являясь наказанием, принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой уголовно-правовые меры государственного принуждения. Уголовный кодекс Республики Казахстан в статьях 82-83 определяет виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия: — предупреждение; — передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; — возложение обязанности загладить причинный вред; — ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего; — помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Заключение
А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:
«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!
Спасибо за внимание!