Цели мероприятия:


• ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка);
• способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

 

Ход информационного часа

 

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы хотим поговорить с Вами о правах человека, так как жизнь современного общества невозможно представить без права. Если отменить правовые нормы, то каждый из нас будет действовать так, как ему заблагорассудится, и  наша жизнь станет подобной хору, в котором каждый участник поёт свою песню.

Право регулирует многие вопросы нашей жизни.

Вы, ребята, учитесь в школе и имеете определённые права и обязанности. Что же это  за права и обязанности, и какие правовые документы их определяют? На эти вопросы вам поможет найти ответы наш час полезной информации – «Я – знаю свои права!»

Далее, учащимся предлагается принять участие в «Правовой викторине».

 

 «Правовая викторина»

 

  1. В  какой известной сказке  эксплуатируют  героиню?  («Золушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко».)
  2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста.)
  3. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?  (1989 г.)
  4. Какой День является Днем Конституции? (30 августа.)
  5. Когда гражданин РК может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?  (С 18 лет.)
  6. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он права ребёнка? Какие? («Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)
  7. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Нарушает ли она права ребёнка? Какие? (Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.)
  8. В  какой  ещё  сказке  похищают  ребёнка? (Снежная королева.)
  9. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах».)
  10. Какие ещё документы о правах человека вы знаете, кроме Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка? (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов.)

  -А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

 

  1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)
  2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…. (личную неприкосновенность)
  3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)
  4. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)
  5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)
  6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)
  7. В какой сказке личность во всех отношениях серая осу­ществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря свое­временному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
  8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило поку­шение на семь несовершеннолетних душ, но было разобла­чено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
  9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревно­вания с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Ко­лобок».)
  10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на иму­щество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
  11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но несумевшим это сделать. В итоге — богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Конкурс “Угадай-ка!”

 

-Угадай героя по описанию:  зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

  -Вот и подходит к концу наша викторина.

Позвольте зачитать вам несколько принципов ваших обязаностей.

  Принцип 1.

Ваша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Республики Казахстан.

Любить свою семью.

  Принцип 2.

Ваша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.

  Принцип 3.

Ваша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни

  -И на прощание я зачитаю вам напутственное стихотворение:

  Товарищи дети!
За свое будущее вы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках!

Всем всяческих благ!