Деструктивное поведение несовершеннолетних характеризуется отклоняющимися от общепринятых норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, а также развитием личности, приводящими к дезадаптации в обществе. Эмоциональная устойчивость является одним из факторов профилактики деструктивности. Сдерживание эмоций является сопротивлением нашего «я» против естественного течения реакций. Это способствует накоплению эмоциональной энергии и более острому переживанию определенного физического состояния. Острота переживаний будет сведена к нулю, если дать выход накопившейся энергии чувств. Многие болезни, связанные с напряжением, проистекают от сдерживания эмоций. У эмоций нет другого выхода, кроме как проявить себя в одной из функций организма. Напряжение накапливается до тех пор, пока не находит выхода в виде болей головы, спины или спазмов желудка. Перечислим некоторые признаки деструктивного поведения подростков, на которые следует обращать пристальное внимание педагогов и родителей:

 

1. УХОД В СЕБЯ. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека, однако если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, подросток уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей, это может быть суицидоопасным признаком.

 

2. КАПРИЗНОСТЬ, ПРИВЕРЕДЛИВОСТЬ. Если настроение ребенка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причина для тревоги. Существуют свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками дальнейшего деструктивного поведения.

 

3. ДЕПРЕССИЯ. Некоторые подростки становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с ребенком.

 

4. АГРЕССИВНОСТЬ. Многим деструктивным актам предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом подростка обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение от человека. Вместо внимания подросток добивается осуждения со стороны товарищей.

 

5. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ И НАРКОТИКАМИ. Психоактивные вещества способствуют развитию деструктивных мыслей и намерений.

 

6. НАРУШЕНИЕ АППЕТИТА. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как опасный для жизни недуг. Следует обращать внимание на резкую потерю веса или его стремительный рост у несовершеннолетних.

 

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К нему может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются.

 

Расставание с родными, с домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться молодому человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом. Что же в этом случае могут порекомендовать психологи? Избавьтесь от комплекса неполноценности. Постарайтесь быть самим собой, но только в лучшем виде. Для этого нужно нарисовать себя (мысленно) таким, каким вы хотели бы стать, и «увидеть» себя в этой новой роли. Большинство из нас неадекватно, чаще всего негативно оценивают себя. Это не лучшая модель отражения самого себя, даже если в нас присутствуют недостатки. Необходимо уяснить, что негативные чувства: страх, тревога, отсутствие уверенности в себе – продукт вашего мышления, характеризующие склад вашего ума, а вовсе не указывающие на какие-то внешние факторы, которые якобы работают против вас. Они только означают, что вы недооцениваете свои способности, переоцениваете и преувеличиваете характер трудностей, воскрешаете в памяти прошлые неудачи, игнорируя успехи. Не отнимайте у себя способности получать удовольствие. Человек, сохранивший способность радоваться, найдет удовольствие в обыкновенных и простых вещах, которыми полна наша жизнь. Чрезмерная старательность по многим своим признакам сродни тревоге, поскольку в равной степени связана с беспокойством по поводу возможных промахов и неудач, с боязнью ошибиться, слишком большими сознательными усилиями делать все правильно. Будьте счастиливы! Берегите себя!

 

Психолог ООШ 14 Чиржова О.В.